четверг, 27 мая 2010 г.

Июль 2004. На катамаране по Белому морю. Часть 1.

Очень давно хочется в поход. В прошлом году так и не удалось сходить. Основная проблема - состав, с кем идти. Вопрос, куда идти, менее острый - всегда можно договориться. Вначале лета купил байдарку Нева-3 и с племянником мы ее опробовали на Истринском водохранилище.

Подавляющее большинство туристов-байдарочников предпочитают пороги. Я и сам думал пойти по Винче, но отец отговорил - речка-то всего километров 25, и на этом расстоянии спокойных мест - лишь пара озер, да глухая тайга. Я и сам помню последний порог на Винче при впадении в Челозеро - там при мне сложилась байдарка. Но спустя 15 лет об этом как-то не задумываешься. Хотя по порогам мне ходить не очень хочется - все-таки понимаю, что это спорт для определенного склада людей.

Я дал объявление в интернет о поиске попутчиков. Нас было трое: собственно я, подруга Евгения и мой племянник Михаил 15ти лет отроду.
Мишу наконец отпустила мамаша куда-либо дальше Тарусы, где он обитал все эти три пятилетки. Он еще совсем ребенок, хотя может это мне так казалось. Зато Миша мог матрас ртом надуть...
И вдруг предложение: супружеская пара: Николай и Евгения, старше нас лет на 20, предлагает присоединиться к ним и идти на катамаране под небольшим мотором по Белому морю. Предложение было принято на ура, так как на Белом море я еще не был, а места - примерно те, что хотел. Встретились в Пекинской Утке, обсудили, собрались и поехали. Моя байдарка не потребовалась - я взял лишь китайскую надувнушку, да весла от байдарки.

На вокзале нас провожала почти вся моя компания.
Поезд Москва-Мурманск до Чупы.
В Чупе привыкли к туристам - машину найти не проблема. Так и тут - нашли полугрузовую газель. Купили у водителя бензина для мотора. Доехали до моста через речку Пулонга, где и выгрузились. Тогда я впервые узнал, что такое отлив и прилив. Речка впадает в Чупскую губу, в небольшой залив. Устье реки заканчивается перекатом, а нижняя часть устья во время прилива меняет течение.

Катамаран и мотор помещались в 2 огромных рюкзака. В них же лежали и все вещи четы Николая. Я же прекрасно помню, как тяжело таскать огромные рюкзаки - наши вещи помещались штук в 6, но небольших рюкзачков.

Стояла середина июля, тепло. Но малина еще совсем зеленая, черники нет вовсе. Все-таки мы в районе полярного круга...

Если бы я знал в Москве, что из себя представляет катамаран Николая, то я бы отказался от предложения. В его рюкзаках были только самодельные баллоны, мотор и небольшой транец. Стан надо было рубить на месте. Стан - это пара десятков загубленных молодых деревьев, которые надо не только срубить, но и обтесать.

На сборку у нас ушло пол дня. Все-таки хорошо, что Миша был с нами - я никогда не думал, что катамаран будет столько весить: вдвоем его спустить на воду очень проблематично. А между тем начался прилив - самое время спускать кат.

Поплыли. Николай с супругой ходили в эти места уже много раз. Все-таки я не могу до конца понять таких людей. Конечно, меня тоже тянет в какие-то особо запомнившиеся места, но мест где я еще не был гораздо больше. В любом случае, нам это не мешает: Николай знает окрестности, а мы как на экскурсии - все незнакомо.

По плану Николая, надо было дойти куда-либо к острову Олений - это за поселком Чкаловский, но не доходя до устья реки Кереть, и там встать на стоянку. Я размотал спиннинг. Николай посмеивается... И действительно, на дорожку так в море вряд ли что можно поймать. Мотор - самый маленький Тохатсу: 2-тактник, что-то в районе 1.5 лошадиных сил. Катамаран длиной метров 5. Скорость - что-то в районе 10-12 километров в час.

Пока шли, погода чуть испортилась. На Оленем стоянка занята. Плывем дальше. Встали в паре километров от Оленьего, на мысу.
Стоянка неплохая, но погода испортилась. Весь следующий день моросил дождик, так что в море на рыбалку не выйдешь. Тут я узнал по-настоящему, что такое отлив и прилив - если неправильно "припарковался", то через несколько часов можно увидеть свою "лодочку" или далеко в море, или наоборот - метрах в 100 от него. Перепад приливов и отливов тут около 2 метров.

Но море - это не речка или озеро, тут, перед тем как встать, надо четко понимать, где брать пресную воду. У нас было несколько 5-ти литровых бутылок для воды. Странно, все-таки мы очень экономно расходовали воду: во все остальные походы мы, примерно на тоже количество человек наполняли по 50-ти литровой бочке в день, да еще и не хватало. Но на Белом море пресная вода есть почти везде - надо только поискать, но то тут, то там вытекает какой-либо ручеек или из болота, или из озера.

В лесу растут подосиновики. Много. Такого изобилия не встретишь в Подмосковье... А в море, на камнях морские звезды. Те, что у берега не очень большие - на глубине они побольше, но лезть в воду в такую погоду совсем не хочется...

Через день пошли дальше. Мотор заправляется по 1.5 литра, примерно 1 раз в час. Следующая стоянка - губа Летняя. Там впадает пара речек. Николай вместо карты использует черно-белые спутниковые снимки. Губа Летняя - отличное место, хорошо защищена от ветра, хотя это может сыграть и злую шутку... А какие виды...
 Стоянка на высоком берегу. Наконец вышло солнышко и пришла жара... Вода чистая - так, что видны не только водоросли, которые называют "морским виноградом", но медузы. Морской виноград этот конечно не едят, но местные заготавливают его для кур - его сушат, а зимой добавляя воду он превращается в обычное состояние. А медузы - большие, фиолетовые. У некоторых медуз хвост в длину около 2 метров.
Женщины ездят на речку купаться, а рядом со стоянкой впадает ручеек, откуда мы берем воду. Ручеек явно не болотистый. И действительно, я перешел сопку и увидел небольшое, очень красивое озеро. Перетащил туда свою надувнушку. Но странное дело - ловится только на удочку, и какая-то неведомая рыбешка: меленькая, пару дюймов в длину и с каждого боку по шипу. Увы, больше я там ничего не поймал.

Зато в самой бухте - как водится. Вот и первый опыт ловли трески: груз грамм в 50, поводок или два, а на крючок червя. Груз такой большой от того, что глубина большая - ловили метрах на 15-20. У Николая был эхолот, хотя я считаю это не спортивно, да и когда клева нет все равно никакой эхолот не поможет...

Червей мы везли с собой из Москвы. Я всегда беру ящик для червей, сделанный еще отцом. Все-таки, моя Женька молодец - когда я ее с Мишей отправил за червями на рынок за МКАД - съездила, без капризов... Хотя сама рыбу не ловит - ей ее жалко...

А можно червей накопать на месте - морских, во время отлива... А можно и на мидию - их тут тоже колонии...

Треска клюет хорошо - ей все равно на что клевать, но небольшая - грамм до 800. А рядом с наши крутым берегом сразу глубина. Миша ловит на московского червя, ему идут морские окуни - страшненькие, колючие и красные. А Николай ловит на местного - морского. И ему идет зубатка - это почти что мурена, так что с пальцами надо быть осторожней... А мне идет треска и изредка бычки, в которых есть нечего и их отпускают...
Тепло. Я конечно купаться не полез, но, думаю, в озерах вода +19 где-то уже есть. Но это тепло сделало и злую шутку: вечером, когда ветерок стих, на нас напали кучи мошкары. Я довольно привычен к комарью, но такое не ожидал: все, взятые мной средства, которых, думалось в Москве, хватит на пол Карелии, помогали минут на 15. Не помогали и дымовые завесы...

К ночи было решено идти дальше - к Сонострову. Николай с супругой все говорили про мыс Шарапов, что опасались волнения там. Но для меня, не понимающего о чем идет речь, страхи были где-то очень далеко.

Около 23х отчалили...
Но стоило нам выйти из бухты, как волнение дало о себе знать. До этого мы по сути ходили лишь по Чупской губе, да в протоках между островами - где волнения практически нет. А тут - вот оно, впереди открытое море, а волны: сперва небольшие - с пол метра, но все сильней и сильней...
Страшно... Повернули назад - дай, думаем, подождем еще пару часиков: авось успокоится.

Подождали... Авось не прошел. Вон он, мыс Шарапов, а волны уже за метр... Справа скалы... Страшно. Женька сидит в центре спереди, я чуть сзади - всего в 1 метре. Но при этом перед волной, когда кат бросает в яму - Женя становится ниже меня, а впереди волна: так и кажется, что вот, опрокинется она на кат, как треснет этот самодельный кокпит, так и окажемся все в воде, а там - даже если доплывем до берега, то о скалы разобьет... Но кат взбирался на волну. Кокпит трещит. Но кат легкий - вот и взбирается, теперь Женя выше меня... А до воды всего-то сантиметров 20... При такой волне мотор работает на малых оборотах - иначе толку никакого, скорость километра 2-3 в час...

Нет, давайте назад... Хорошо, что прошли остров Сосновец - за ним губа Никольская.  Встали на небольшом мысу в 3 ночи. Усталые.

Но место красивое, а погода отличная....
На рыбалку ездили в район Сосновца. Клюет!
Повсюду подосиновики....
Николай вытянул треску под 2 килограмма. У него плетенка, а я пока не знал, что это такое - моя леска порой обрывалась...
В губу впадает 2 речки, вдоль одной из них мы ходили на озеро Сидорово, но там без лодки делать нечего. А тем временем, море совсем успокоилось...
Что же, пора и на Соностров. Наконец море нам это позволило.... Вот он - злосчастный мыс Шарапов...
Продолжение следует...

3 комментария:

1. Сергей, отличный отчет, красотища то какая, как же мне тоже захотелось на Белое море, хочу тоже треску от 2кг:) словить :)
    Дмитрий (trade)

ОтветитьУдалить
  2. Соностров - одно из самых красивых мест Беломорья. Но на машине туда не доехать (и слава Богу). Сам мечтаю как-нибудь на яхте по Белому.

3. Ух какая девушка! Русалка. Интересно, хоть разок с ней возлежал? Я думаю да)