среда, 26 мая 2010 г.

Июль 2006. Часть 2. Кукас-Нольозеро.

Я был на озере Кукас в детстве - с отцом пешком дошли с Челозера по лесовозной дороге. В те (80е) годы в путеводителях можно было вычитать примерно следующее "Не каждый браконьер доберется до озера Кукас". Но с приходом в нашу жизнь внедорожников и денег, все стало меняться... Теперь на Кукасе и много туристов, и можно чуть ли не в пробку попасть...

Брату я молчу, что ехать от шоссе километров 80. Дорога от поворота на Полярный Круг - поначалу хорошая, километров 20 - до Нольозера. Дальше хуже. Уже появляется гать в болотах. Ехать часов 12. В одном месте нашли полуразрушенный блиндаж - видимо остался с войны.

На сопках лес - хороший, грибы можно собирать не выходя из машины. Вот и проезжаем Винчу. Чуть раньше был поворот на Тикшозеро - туда ездит много туристов-спортсменов. Вообще, Винча - вторая по популярности река в северной Карелии после Керети.
Едем дальше. Постепенно дорога зарастает - приходится подгибать под себя метровые березки. Да, много царапин будет на машине, думаю... И, наконец, слышим звуки топора... Везде стоят. Вот оно - Кукас! Нас догоняет закипевший Патриот. Вот тебе и пробочка... Находим плохую стоянку за мостом через Куксу, но, к нашему счастью скоро рядом освобождается стоянка рыбаков. Скоро - это часа через 2. Туда и переехали.
Из озера вытекает речка Кукса. Рыбаки, оставившие нам стоянку сказали, что все там уже выловили - эх, браконьеры. Но брат не поверил - взял удочку, и вперед...
И действительно, поймал пару форелек... Только вот маааленьких. Кукса впадает в Челозеро, и на всем своем протяжении - это по сути сплошной порог.
А в самом начале - еще и красивые водопады...
Так, с братом, мы сходили до самого Челозера.
Дорогу, по которой ходили в детстве уже не нашел - раньше в этих местах вырубали лес и варварским способом сплавляли его по системе озер до станции Княжая, сбивая лес цепями. В итоге в озерах полно топляка. А дороги уже заросли.
Само озеро Кукас - большое: вытянуто с запада на восток на 20 с лишним километров. От рыбаков узнал, что это единственное озеро, где водится древняя красная рыба. Но нам ее не удалось поймать.  Жаль, что байдарки уже нет - на надувнушке особо далеко не уплывешь...
Но на озере неплохо клевал окунь на блесну. Причем средний. Но бешеного клева - увы, не было.
Я не мог наглядеться на эту красоту, но я был не один. Решили ехать, постоять где-то еще. Например, на проезжавшим мимо Нольозере. Выл уже вечер. Тронулись...
Надо запечатлеть эту таежную дорогу...
Еще часов 8 по каменной дороге... К утру доехали до Нольозера. Рядом с дорогой. Встали позавтракать. Брат закинул удочку - клюет! Тут же накачали лодки, поплыли.
Такого клева я не встречал с детства. Только успевай закидывать. Можно и на фольгу - все равно хватает. Правда лишь небольшие окушки, да плотва. А иной раз за пойманной мелюзгой, не успев вытащить, бросается щука....
Такой клев был по нисходящей все 3 дня. Само Нольозеро - довольно большое, с массой островов, так что большой волны нет. Все туристы едут дальше - либо на Винчу, либо на Кукас. Так получилось, что из всех туристов мы встретили лишь 1 группу - в доску пьяные плыли на лодке и орали песни. А мы ловили рыбу... Пол бочки...
Мало Вовка взял соли... Бочку они до дома не довезли...

Но уже заканчивались белые ночи, да и стали они заметно холоднее - мы в палатку клали аж по 2 матраса, и все равно прохладно. Возможно, от того, что палатка стояла почти у самой воды - на песке. Так холодно мне не было пока ни в одном походе. Но все это мелочи по сравнению с тем удовольствием, что получал от этих мест и рыбалки.

В Петрозаводске были утром, по привычке уже выехав со стоянки под вечер. Хотели съездить в Кижы, но совсем испортилась погода - половину Ракет отменили, да и цены кусались. Вот и все, пора домой...