пятница, 25 апреля 2014 г.

Июнь 2013. Черногория. Часть 2.

Адриатика нас встречает волнением - погода явно улучшается, но волны за метр. Даже сомнения меня берут, как же новичков и сразу вот так и учат? Оказалось - учат. Собственно, это для купающегося страшно, а для сертифицированной по категории А лодки волна в метр-полтора - ерунда. Но зато дождя нет, солнечно. Из адреса, куда нам нужно - только номер пирса. Оказалось, пирс не тот - школа переехала на соседний пирс. До 17 часов еще много времени, но куда деваться - хоть вещи скинуть и пойти Бар рассматривать... У пирса калитка и магнитный замок. Закрыто. Чувствуется какой-то южный пофигизм... За нами идет человек: явно местный, он нас и проводит. Показывает лодку "Plus-Minus" - говорит, что скорее всего сюда нас и направят. Человек этот - Николай - оказался нашим первым капитаном - первым учителем.

Николай рассказываем нам, где здесь кафе, где получить ключ от калитки на пирс и что тут с туалетами. А самое главное - нужно получить "белый картон" - эдакое введение Черногории - документ, подтверждающий оплату туристического налога. Когда живешь в отеле, этот налог входит в стоимость, да вот яхта - не отель. Конечно, все быстро - ничего не запомнили. Как потом оказалось, моя карточка от работы великолепно подходила к замку от пирса...

Около пирса будка, в ней иногда сидит охранник, которому нужно оставить 10 евро залог за карточку от туалета. Дело в том, что на небольших лодках, коих в любой марине большинство, не принято пользоваться туалетом во время стоянки - все-таки загрязнение, хотя и считается, что рыбы очень любят человеческие отходы. Поэтому во всех маринах оборудованы туалеты и душевые на берегу. Хотя, как мне кажется, большая часть живущих на лодках все равно использует яхтенные гальюны - бегать каждый раз до уборной по несколько сотен метров может не каждый, да и в марине Бара муалеты и душевые напоминают недавнее социалистическое прошлое этой страны...

В Баре еще явно нет туристического сезона - самое начало лета, туристов не много. Мы прошлись по набережной и вообще, всячески "убивали" время. И вот мы заселяемся на лодку. Николай сообщил, что жить теперь будем на яхте, а сам он живет в городе, так что яхта была отдана нам практически в полное распоряжение.

Оказалось, что мы на лодке вдвоем, хотя в теории можно было запихнуть сюда аж 5-6 студентов. На соседней лодке от этой школы только 3 студента. Возможно, это такой низкий спрос, но нам-то лучше - куда лучше учиться в группе из двух человек, чем из 6.
Вообще, обучение в школе здесь именно обучение. Практически сразу ощущаешь нехватку теоретической подготовки. Вроде бы, подъем в 8, нам "краситься" не нужно, а время летит незаметно - завтрак, занятия, обед, занятия, ужин, задание на завтра и сон. В первую же ночь замерзаю. Зато на утро "дали лето" - яркое солнце, уже почти жарко и начали вылезать туристы - сезон начался...
Надо сказать, что нам повезло не только с отсутствием согрупников, нам повезло и с лодкой. Это был Benetau First 36.7 2007 года - небольшая трехкаютная яхта, зато спортивный вариант - большая осадка за счет глубокого фальшкиля и большая площадь парусности за счет высокой мачты.
Каждое утро пытались принимать по радио прогноз погоды. Именно пытались - дело в том, что наши знания английского, помноженные на качество голоса из рации, давало весьма сомнительные результаты. Вообще, в школе Олега Гончаренко нас учили как это было принято
еще до появления в широких массах навигационных устройств: все по бумажной карте, ручной пеленгатор, никаких радаров. И это в общем-то не плохо - знать основы всегда нужно.
Но основное в яхтинге - это вовсе не паруса, и даже не навигация. Основное - это швартовки. Инерция огромна, в маринах полно яхт и порой проходы между ними весьма узки, ветер делает свое дело сбивая с курса, а опыта по сути 0. По сути, первые дни практики - это отработка швартовок и "человек за бортом", в качестве которого служит то баклажка с водой, то Николаев картуз. И честно признаться, не могу сказать, что все сразу удается. Вообще, 2 недели практики и 10-15 швартовок это не так много - опыт явно не успевает вырабатываться.
Вот и начинается первый "поход" - на три дня по маршруту Бар - Бигова - Котор - Бар. Накануне вечером едем в местный супермаркет, где закупаем продукты. Основная беда на яхте - это место. Тут все необходимо как в походе, порой даже скромней - места чтобы разложить все не так много. Ведь каюта на такой лодке - по сути тоже, что и палатка без тамбура: зашел, вот тебе 0.25 квадратных метра чтобы раздеться, вот тебе шкафчик чтобы положить, а не повесить вещи, и вот койка, где нельзя встать в полный рост. Также и со всем остальным: вода естественно есть, но питьевую все равно покупаешь в бутылках; холодильник вроде работает, но работает от аккумулятора, а под парусом, без двигателя, заряжаться аккумулятору не от чего. Вообще, яхта - это целый набор компромиссов: гальюн есть, но очень ограниченный; есть и душ, но порой проще сходить в душевую в марине; даже есть газ, но разве станешь готовить на лодке когда вокруг полно ресторанов?
Нам определенно везет с ветром - он есть. Все-таки, хорошо, что нас трое и нормальных мужиков. Да, у нас нет обеда  ни кому и в голову не приходит готовить, но и никто не ноет по этому поводу. Взяли кусок хлеба, кусок сыра - вот и обед.

По пути проходим очень красивый грот. К сожалению, весьма приличное волнение - близко подойти не удается. Это на обратном пути мы подошли почти вплотную.
Расписание в школе, да и сама программа - стандартные для всех лодок. Мы идем, и студент с моторной яхты обгоняет и мчится вдаль.
Я многого чего не понимаю, но вот такие моторные лодки - это по сути игрушки. Яхты - вообще мало для кого не игрушки, но моторные в большей степени. Судите сами: для моторной глиссирующей яхты волна в метр-два уже проблема, расход топлива разорит и владельца бензоколонки, при этом радиус плавания сильно ограничен, а стоит такая игрушка значительно дороже парусной. Зато скорость...
А пока мы идем в Бигова по пути учимся навигации. Пеленг, определение координат, прокладки.
В Бигово встаем на буй - пирса практически нет: лагом к нему уже пришвартована лодка, а к ней другая. В таких случаях очень полезно иметь лодку для высадки - тузик, но тузика у нас нет. Владелец пришвартованной яхты пускает нас сойти на берег через него. А рядом весьма неплохой ресторан. Собственно, выбирать не приходится - другого ресторана поблизости нет. Вообще, рестораны в Черногории стоят отдельного рассказа. Здесь нет Макдоналдса и именитых шеф-поваров - кухня домашняя. Порции огромны, но и здесь работает алчное желание заработать на клиенте: меню составлено так, что при всей видимой дешевизне, все равно оставишь кругленькую сумму. Например, рядом с мариной Бара есть кафе "Турист". Там отличные завтраки, например, французский салат - огромная миска всего-всего: тут тебе и макароны, и сыр, и ветчина, и сухарики и прочее и прочее - всего 3 или 3 с половиной евро. Но! Не будешь же есть один салат даже на завтрак - нужно выпить чашку кофе, стакан сока. И вот вместе с чаевыми счет евро 8 или даже 10.

Чуть дальше от моря есть ресторан "Гурман" с домашней кухней. Например, гуляш - 3 евро. Да и все меню: 2-3-4 евро. Но добавьте бокал-другой пива и выйдет ужин где-то в 15. В общем, цены как и у нас. Конечно, кто-то скажет, что и 15 евро за ужин недорого, но надо понимать, что это очень простая кухня, это очень простые рестораны - тут ни пафоса, ни интерьера. Так что сказать, что Черногория - не дорогая страна можно лишь с натяжкой. Безусловно, тут можно снять квартирку-студию за 300 евро в месяц и ходить в супермаркеты, где цены как и в Москве, и сдавая квартиру в Москве с трудом можно жить на получаемую ренту у моря, что многие и делают. Но, пожалуй, с каждым годом эта выгодность все более и более становится призрачной.

Комментариев нет:

Отправка комментария