среда, 23 марта 2016 г.

Июль 2014. От Онеги до Выгозера. Часть 2.

Расписания паромов через Онегу узнать не где: ну нет ни где щита или таблички. Юра помог узнать, что паром будет в 10. Переправляемся.
Дорога до Ворзогор - обычный грейдер. Вот оно: истинно поморское село.
 
Снимаю на Го-про, которая стоит у меня на багажнике. Смонтировал небольшое видео первой половины этого дня:
Дорога идет вдоль берега моря и упирается в заросли камыша.
Четкие тракторные колеи. Это заливные луга. Скорость повыше, и влетаю в первую яму.
Дима подъезжает чтобы дернуть  назад, дергает. Пробую с разгона, прохожу еще пол метра и сажусь передним мостом: нос машины в яме. Дима подъезжает ближе и садится на брюхо: его клиренс чуть ниже.
Как мы потом узнали, ямы эти через каждые сотню-другую метров - это водоотводные канавы. Итак, обе машины сидят. В канаве течет ручей, глубина не больше метра, но вязкое дно - такое, что выбраться в сапогах трудно, а выход из канавы как раз приходится так, что бампер упирается в землю. Метрах в 50 растет большой куст. Достаю удлинитель и, зацепившись за куст вытаскиваю машину вбок, самостоятельно разворачиваюсь и выезжаю на сухое место - на опушку леса. Дима пробует и оопс... Его лебедка еле тянет: по ямам вытянуть машину, сидящую на брюхе не может.

Я пробую его вытянуть назад, но моя широкая резина только скользит. Как назло проходит короткий ливень. Рву трос. Хорошо, что в запасе новый. Поменять - дело не хитрое, тем более когда с тобой неунывающий Прохоров.
Рывками вытянуть Диму не выходит - плотно сидит. Привязываю свою машину к сосне и через блок все-таки кое-как машина вытянута.
Пробуем найти другую дорогу. Сперва она обычная - таежная.
Но все отворотки на юго-запад заканчиваются болотом. Надо сказать, что в той, первой яме мы потратили часа 4 и весьма много сил. Так, я думал за сегодня уже выйти к Нименьге и даже дальше, по дороге к поселку Валдай найти какое-либо озеро и встать. Наивный! Становится очевидным: сегодня мы до Нименьги не дойдем. Подъезжаем к морю, смотрим.
 
На очередной отворотке, закончившейся приличным болотом, при развороте наезжаю на пенек. Ничего и не заметил, развернулся и тут услышал треск. Пенек зашел под бампер, и на развороте вырвал его. Видок ужасный.
Андрей - не унывает видимо никогда. Тут же с помощью второй лебедки под его командованием и легкими движениями кувалдой бампер встал на место. Не сказать, что как новенький, но вид уже совсем не портил. Потом, в Москве, мне его выправили и служил мне тот бампер еще 2 года, а мог бы и 20 прослужить.

У нас же один путь на запад: по отливу. А пока ночуем на высоком берегу в паре километров от Ворзогор.
 
Вдруг видим: на косе Нива. Подъезжаем - местные приехали сети проверять. Андрей вот имел харизму: мог стать приятелем, разговорить кого угодно. Узнаем, что да, по отливу ходят - Треколы: эдакие УАЗики на огромных надувных колесах. А так, в том году там "Шишига" застряла - так с приливом и померла...

Становится страшно. Но местные говорят, что в Нименьге живет человек с вездеходом. Только телефон знает кто-то, кто живет в Ворзогорах. Едем в село, находим владельца телефонного номера, пробуем звонить. Дозвонились не сразу: сотовая связь в тех местах не стабильна. Дозвонились. Договорились, что нас вездеход будет страховать и вытаскивать. А встретимся мы с ним где-гибудь посередине: говорит, как до устья Тапшеньги доберетесь - там есть избушка, там и ждите ну или до куда доедите.
В обед пришел отлив. Капитоныч садится за руль. Надо сказать, что я на нервах - тороплю: уже  кончается второй день, а мы ни на километр не приблизились к Карелии. Да и времени на отлив всего-то часа 4: потом вода придет. А если в "няшу" попадешь? Так что 4 часа, а это если трогаться когда еще отлив не закончен - вовсе не много. Трогаемся когда вода еще ушла не полностью.
 
Я рассчитывал, что буду идти перед машиной, но то ли меня не поняли, но ребята поехали и... Капитоныч садится. Рядом рыбацкие сети и местный ждем рыбку с приливом. Говорит, надо было брать дальше от берега. Хорошо, что у Димы узкая резина, а машина сильно легче: я цепляюсь за него лебедкой и спокойно выбираюсь на более-менее твердый грунт.
"Няша" - это такое невидимое вязкое место: человека держит, а машина проваливается - как промоина. Увидеть ее невозможно. Причем от более-менее твердого грунта эти места могут отделять сантиметры. Чуть получше, если имеешь скорость - по такой "трясине" я могу разогнаться аж до 30 километров в час: мой вес в любом случае продавливает грунт на 5-10 сантиметров. Но попав на скорости в "няшу" можно увязнуть серьезно. А лебедиться - только за легкую машину Димы. Правда я взял с собой якорь. Но в условиях ограниченного приливом времени очень не хочется его расчехлять. Мне повезло, что я проваливался только одной стороной.

Идем вдали от берега.
Местные говорили нам держаться большого камня. Вообще, когда только съезжали с берега, камней было много: какой из них большой? Но когда до Тапшеньги осталось несколько сотен метров, куда ехать стало очевидным.
 
Во время прилива камень этот полностью скрывается под водой.
Ну а русло Тапшеньги аккурат за ним.
Однако, как же меняется погода. Она вроде хорошая, но иногда прямо страшно: ливень будет скоро, а мы вовсе не на берегу...
Пробуем найти брод через русло. Глубина там по пояс, но очень топко.
Но начинается прилив. Все, времени форсировать реку у нас просто нет. Решаем идти к берегу - метрах в 300 от Тапшеньги есть избушка. Там и будем ночевать, а утром рассчитываем на местного жителя с вездеходом. Только до берега еще надо добраться.
 
Прилив поджимает. Разгоняюсь так, что чуть не въезжаю в Диму. Выезд на берег по камням.
 
Прошедший дождь принес радугу и надежду на теплый ночлег. Все устали; начал задувать ветер, а мы еще даже не в середине пути.
Вот смонтировал небольшое видео по прохождению участка в отлив Белого моря. Там есть момент попадания в "няшу". Увы, чуть регистратор сбился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий