пятница, 25 апреля 2014 г.

Июнь 2013. Черногория. Часть 5.

И вот настала суббота. Мы сдаем нашу Plus-Minus, объединяемся со студентами с яхты Nana и переходим на третью яхту. Это старенькая Bavaria 44 Caribic - отличный показатель того, во что превращается лодка за 23 года эксплуатации. Новый капитан Михаил Юрьевич - трудно представить более харизматического человека - подходит к посту управления и говорит нам примерно следующее:
- Не смотря на то, что лодка очень старое, здесь все работает.
Он включает по одному тумблеры - эффекта нет...
- Здесь все, что надо работает!
Заработала магнитола.
- Вот, магнитола работает!

На следующий день мы уходим в Италию - Бриндизи. 99 миль, открытое море. В школе Олега Гончаренко это стандартная практика, и тут уже лотерея: вернувшийся перед нами экипаж весь путь провел под мотором при полном штиле. После обеда при штиле отходим и мы.
Нас 5 студентов и лишь у единственной девушки есть виза. Еще в Москве переспросил, нужно ли оформлять итальянские визы - ответили, нет. В капитании, при оформлении crew-листа и не спросили, на паспортном контроле в Баре тоже наши визы в Италию ни кого не интересовали - поставили печать, что выехали, и мы неспешным шагом пошли по Черногории в марину.

Нам предстоит идти весь вечер, ночь и утро. Я пробую тащить за лодкой воблер - на яхте оказалось в наличии два спиннинга, но леска слишком коротка - воблер идет по поверхности метрах в 30 от яхты.

К вечеру поднимается ветер. Нас распределили на вахты, но спать никто пока не хочет. Поставили паруса.
Включили радар. Стемнело. Подсветка компаса не работает. Пробуем подсвечивать налобным фонариком Виталия. Фонарик постоянно слетает - не закрепить его нормально на полусфере компаса. Капитан закрывает крышку - да на кой он тебе, компас этот? Иди по ветру!

Так и идем. Ветер все крепчает. Хождение ночью имеет свой кайф, особенно нам, студентам: тут можно поупражняться с огнями и очень хорошо понимаешь, кто как идет в море: вот должно моторное судно уступать дорогу парусному, но не уступают...

Через час радар выключается - оказывается на лодке нормально не идет зарядка аккумулятора. Выключаем радар чтобы не остаться без бортовых огней - они пока в порядке.

К утру ветер еще больше усиливается. Волна уже за метр. Страха нет, но есть некая усталость. Чтобы держать курс к порту Бриндизи, приходится идти почти поперек волне - лодка испытывает сильнейшие удары: нос то погружается в волну, то выпрыгивает из нее. При такой качке, говорит капитан, спать можно только в кормовых каютах и в салоне. Но Джозеф - студент из Киева, говорящий так: Меня зовут Джозеф, так меня зовут друзья и надеюсь, не будет звать прокурор - умудряется спать в носовой каюте. Виталик с ним. Они обмотались одеялами так, чтобы когда их кидает на волне не получать синяки. И, надо сказать, они действительно спали!

Наш капитан спит минут по 20 - все-таки следить за нами нужно, из всех нас только Виталий ходил раньше в чартер - он и занимается настройкой парусов. Около 11 утра заходим в порт.
Вызываем порт по рации, нам говорят куда вставать. Здесь, за каменной стеной ветра не ощущается. Два работника марины неспешно идут к тому месту, где должны встать по ветру мы. И пока они и мы подходили к месту - минут 5, не больше - разыгрался ветер. Швартуемся и нас разворачивает и прибивает к пирсу лагом. Еле успеваем перевесить ниже кранцы. Попытка номер два - снова неудача, три - опять. Ветер все сильней и сильней. Михаил Юрьевич плюет и переставляет яхту на другой пирс - против ветра. Вот такая изменчивая погода - буквально за 5 минут раздуло и есть все основания полагать, что это только начало...

Работник порта забирает у капитана страховку - его больше всего интересует оплата за стоянку, а наши паспорта и визы их вовсе не интересуют. Шлагбаум в Италию открыт. Но в Италии сиеста. Пару часов спим, моемся и собираемся в город. Марина находится в нескольких километрах от него - до города едем на автобусе.

В этот вечер в городе собираются яхты: завтра намечен старт регаты. Наблюдаем за неумелой швартовкой одного из экипажей. Здесь, в городе ветер не чувствуется совсем.
Гуляем по набережной и центральной торговой улице.
Город Бриндизи, все-таки чувствуется - провинция. И еще чувствуется кризис - многие магазины и лавки закрыты, будто сиеста длится вечность. Правда на числе пришвартованных яхт это видимо не отражается.
Ужинаем в одном из центральных ресторанов. Всего-то через море, в кухня уже совсем отличается от черногорской. То ли по случаю старта регаты, то ли как просто тихий вечер, в городе ощущается праздник - на небольшой сцене будут играть музыканты.
...Ветер крепчал. На утро Михаил Юрьевич пошел в портовую контору оплатить стоянку - сделать check out. Ему задают вопрос:
- Ты в своем уме? Посмотри на море!
Михаил Юрьевич дважды смотрел. Потом сходил к морю. Ветер такой, что стоя на камне приходилось прикладывать усилия чтобы не сдуло.
- Капитан принимает лишь одно решение: выходить в море или не выходить.
Михаил Юрьевич принял решение остаться.
Кстати, регату отложили аж на два дня. Как потом оказалось, по прогнозу погоды в центре Адриатики, через который нам предстояло идти в Бар, волны достигали 3.5 метров. А как посмотришь в сторону берега - все тихо и спокойно...

Ну а что делает капитан в такую погоду? Идет в бар! Благо бар есть, наверно в каждой марине...

Но дольше задерживаться нельзя - в пятницу должен быть экзамен, а в субботу утром уже лодку сдавать. Отходим. Сразу берем риф-2. Если посмотреть по ветру - даже барашков не видно, а против ветра лучше не смотреть. Но на самом деле, страшен не черт, а как его малюют - я оделся в непромокаемый костюм, который не так чтобы был нужен - сказать, что кокпит заливало сильно я не могу. Да, были брызги, и в салон через открытый брандерщит залетало, но вполне терпимо.

А Михаил Юрьевич варит суп... Опираясь одной ступней за верх трапа, другой за столешницу, одной рукой держась за ручку плиты, второй я привязываю кастрюлю. Собственно, лишь на вязальные работы меня и хватило. А бульон был великолепен!

Часа в 3 ночи ветер стих. А вот волна осталась. Уже не было барашков, но амплитуда была такова, что лодку раскачивало очень сильно так, что приходилось "отрабатывать" каждую волну, и далеко не всегда это получалось...

...В 7 утра мы вошли в марину Бар под мотором...

Экзамен представлял из себя 2 части: теория - несколько вопросов и практика - по сути отойти от пирса и пришвартоваться. А пока четверг - день тренировок. И надо же, на моей тренировке, во время движения кормой к пирсу, перестает включаться передний ход. Точнее, включается, но лишь малый вперед - пришлось одерживать лодку ногой: это порвался тросик газа. Разбираем рулевую колонку. Мне очень жаль, но уезжая в субботу, мы покидали лодку без штурвала...

Вот и закончились уроки... Наши капитаны пожали мне и Павлу руки в знак сдачи экзаменов, хотя, честно признаюсь, не чисто мы сдали, и не смотря на наличие корочки IYT Bareboat Skipper, вряд ли меня можно назвать капитанов, но в любом случае - первый урок пройден.

И вот мы едем обратно, в Подгорицу...

Комментариев нет:

Отправка комментария