воскресенье, 4 марта 2012 г.

Сентябрь 2011. На Камчатку. Часть 1. Петропавловск

Уже не помню, что именно сподвигло меня решиться поехать, наверно какая-нибудь передача по "Россия-2" из цикла "Моя планета", но уже в ноябре 2010 я четко знал - хочу. По интернету не составило труда найти предложения камчатских турфирм по организации рыбалки. Рыбалка на какой-либо базе меня мало интересует, а вот рыбалка со сплавом - совсем иное дело. Но Камчатка - это не просто довольно дорогие билеты до Петропавловска, это еще и дальнейшая транспортировка на вертолете, что делает поездку довольно дорогой. Тут ведь оно как: конечно, есть там речки, куда можно добраться и без вертолета, но я рассуждаю тут следующим образом: чем проще заброска - тем больше народа, и обидно будет пролетев пол света не получить тех впечатлений, на которые рассчитывал.

А рассчитывал я по полной программе: рыбалка как основа - сама, так-сказать, идея. Но в обязательной программе также значился выход в Авачинскую бухту на катере и посещение Долины Гейзеров. И если с "остальными" обязательными пунктами программы все было понятно изначально, то вопрос о выборе реки для сплава был открыт. Конечно, хотелось еще слетать на Ключевскую сопку, но эту затею я отбросил сразу как посмотрел на карту полуострова - уж слишком далеко от Петропавловска, итак на эту поездку будет потрачен почти весь золотой запас...

У меня работает бухгалтер, которая прожила в Петропавловске 6 лет, поэтому с выбором времени для поездки мне было просто - Юля посоветовала: начало сентября - это такое их камчатское лето, когда вероятность дождей чуть ниже, а температура воздуха чуть выше. Точные даты буду определять уже исходя из вариантов с билетами. Как-то пока не готов покупать билеты по первой предложенной цене в 45 тысяч, да и состава пока как такового нет.

И вот настал кураж. Кураж в таких мероприятиях - это когда ты уже мысленно где-то там, а пока решаешь насущные оргзадачи, испытывая от этого беспредельное удовольствие - пока все в твоих руках: хочешь сюда повернешь, а хочешь - в другое место заедешь. Физически же этот процесс выглядит так: я изучаю десятки сайтов, предлагающих рыбалку на Камчатке, где меня интересуют не просто цены и услуги, а ответ на довольно обширный вопрос, что там вообще есть-то. Мысль только одна - вряд ли у меня будет возможность побывать на Камчатке второй раз, поэтому надо брать от этой поездки максимум.

В процессе изучения отбрасываю предложения по явно завышенным ценам, исходящих преимущественно от московских компаний. А предложения все как на подбор говорят: скажите сколько вас, когда и что хотите - мы посчитаем. Конечно, кое-где встречаются цены для ориентира, но думать приходится самому. Отчасти такой подход организаторов таких туров понятен - преддожение не массовое, а из-за расходов на вертолет, цена более чем на половину зависит именно от состава группы. И, надо сказать, если мы едем вдвоем - это недешево, а если нас человек 10 - уже и не так дорого.  Что же, осталось дело за малым - собрать группу.

Нас уже двое: я и брат Вовка. Жену не беру - ей безусловно хочется, но так чтобы с комфортом. Я же понимаю, что взять ее смогу лишь при одном условии: если будет много медведей, а ружье оставим дома - иначе нытье испортит все и вся. Ведь там не планируется "поход" как мы ездим на север - вряд ли там будет днем +25 и душ с биотуалетом, да ведь я к этой поездке еще чужих людей подписываю.

И вот я кидаю клич по всем знакомым: поехали. Кто-то, узнав ориентировочную сумму расходов, крутит у виска; кто-то крутит у виска еще в начале - когда я говорю о приблизительных датах - никто не планирует почти на год. Но, тем не менее, откликнулись 2 знакомых из Удмуртии. И вот, нас уже четверо, а это тот минимальный состав, в котором имеет смысл ехать - иначе и людей слишком мало, да и бюджет слишком велик.

Я начинаю писать в туркомпании. Теперь меня интересует 2 момента: правилен ли мой выбор с речкой и смогут ли они добавить в нашу группу попутчиков. Конечно, до планируемого старта еще чуть ли не 9 месяцев, но тут главное, как говорится, "нАчать". Отвечают мне далеко не все и совсем не быстро. Собственно, первой ответила компания "Камчатка-тур", с которой я и начал сотрудничать. Возможно, если бы я искал дальше, я бы мог получить несколько более выгодную цену, а возможно и нет. В туркомпании главный - Константин, сказал, что обычно к ним приезжают с  готовым коллективом, но согласился приложить усилия для увеличения нашей группы.

В конце января покупаю билеты. Обошлись чуть менее 28 тысяч в два конца, но разными авиакомпаниями: туда Трансаэро, обратно Аэрофлот. А через пару дней ко мне заехал мой бывший директор, о чудо - от него никогда не ожидал бы такого - он хочет присоединиться. Ура! Сразу беру с него предоплату за билет - теперь-то он не отвертится, мол не срослось. Через недельку покупаю билет и ему - 23000 однако. Прямо обидно: на те же даты и рейсы - хоть сдавай уже купленные 4 билета и покупай заново.

В начале весны я внес предоплату. Цена тура на 5 "рыбаков" составила чуть более 430 тысяч - это то, что идет туркомпании. Сюда еще надо добавить билеты до Петропавловска и планируемые мной экскурсии. Так, Долина Гейзеров - это 25-28 тысяч с человека, а выйти в океан - за 50 тысяч предоставят катер на 6-7 часов. Ну и плюс питание в Петропавловске и прочие расходы.

Так прошло лето. За две недели до старта я получаю хорошее известие : Камчатка-тур нашли нам двух попутчиков, и теперь цена тура для нас будет менее 70 тысяч с человека. Это вдвое ниже, чем когда нас было лишь двое (а я уже был готов и к такому раскладу). Но за неделю до старта я получаю негативную новость - один из удмуртовцев не едет. И через сутки отказывается и второй, попав при этом в больницу с инфарктом. Кошмар. С одной стороны, туркомпания подписала к нам двоих, а нас всего трое - теперь и по деньгам все иначе будет. Что же, сообщаю в Петропавловск, что коли так - все попутчикам компенсируем, мол наша ответственность. Отказаться от поездки сейчас, когда до вылета осталось каких-то 4 дня, было бы очень сильным ударом. Сдаю со штрафом 2 билета. Переписать на другое имя их нельзя. Делаю вывод, что если бы я купил эти билеты не в интернет-агентстве, а напрямую у авиакомпании, я бы не заплатил комиссию при покупке и не заплатил бы штрафов вовсе, хотя для возврата билетов скорее всего пришлось бы ехать в сами авиакомпании. Тем не менее, общие потери составили около 4000 рублей с билета.

Итак, нас трое: я, брат Вовка и директор Павел. И если первые двое рыбаки, то Павел не рыбак ни разу - у него не то, что спиннинга - сапог даже нет. За сутки до вылета едем покупать Паше сапоги. Я же беру 5 спиннингов на троих и с килограмм блесен. Вообще, это вам не на машине куда-то ехать - тут самолет, а значит надо укладываться в нормативы багажа даже не с точки зрения экономии, а с точки зрения самоуспокоения - если каждый возьмет багажа не много, то и лететь легче - перегруза не будет...

Но нам повезло - мы купили билеты еще до весны, а именно тогда сменились правила - теперь можно бесплатно провозить лишь 1 место багажа весом до 23 килограмм. У нас на троих 5 мест и без доплат. Причем одно место - футляр с удилищами - не стандарт.

В Домодедово творится хаос. На регистрацию к Трансаэро огромные очереди, самостоятельная регистрация не работает. Мы приехали за 3 с лишним часа до вылета. Приехай мы на 10 минут позже, могли бы и не улететь. А ведь нам сдавать багаж в двух разных местах - тубус со спиннингами надо сдавать в отдельном "окошке"... Потом носимся в попытках узнать где наш гейт - при регистрации нам забыли сказать букву крыла... Но успели.

Сидим в разных местах: я с братом, и Паша совсем впереди. Это был первый мой полет с Трансаэро, которым я остался доволен - новый самолет, во всех креслах мультимедийные системы - как же любопытно смотреть на карту полета; не как на рейсах в Доминикану - пледов на всех хватает, а кормят на удивление вкусно. Покупаем с братом 3 небольших бутылки виски. Усугубляем тут же. Приехали!
Прапорщик с недовольным лицом просит всех на выход - нет никакого настроения с ним ругаться чтобы дал нормально сфотографировать. Скотина и на Камчатке скотина. Все идут через калитку за территорию аэропорта.
Сразу за воротами нас встречает Константин с помощницей - кажется они супруги. Как оказалось, Костя - турист-спортсмен, да я и не ожидал встретить в подобном бизнесе людей откуда-то извне.

Зал выдачи вещей малюсенький - это даже не Внуково - тут всего-то несколько рейсов в день. Получаем багаж быстро и садимся в микроавтобус - поедем в гостиницу. По пути узнаем о местной жизни. Сейчас 2 варианта: или спать, что ужасно - или пересиливать себя и ждать до вечера. Все-таки ночной рейс и движение на восток дают о себе знать.

Гостиница "Бел-Кам-Тур" - единственная на полуострове имеет статус 4 звезды. Считается лучшим отелем Камчатки. Обновленное здание, 3 термальных бассейна. 5000 рублей в сутки за двухместный  номер, включая завтрак и 2 бутылки минеральной воды. Вода местная - "Малкинская", довольно вкусная, но сказать, что этот вкус запал мне в душу, как, например, "Сельтерская" - не могу. Вода хорошая и точка. А вот гостинице я бы дал лишь 3+ звезды. Ну не дотягивает она до 4х звезд никак - ни по площади номеров, ни по уровню шика. Зато в холле забавный мишка...
Табличка гласит, что медведя кормить нельзя.

Однако, обед. Выбор отсутствует - есть лишь один местный ресторан. Отель расположен хоть и в населенном пункте Паратунка, только этот населенный пункт совсем не город. Городов как таковых на Камчатке всего 3: сам Петропавловск-Камчатский, Елизово - где находится аэропорт и закрытый город подводников Вилюйск. Так что питаемся в ресторане отеля.

Все-таки чувствуется, что не Москва. Павел просит эспрессо, на что получает лишь удивленное выражение официантки. При заказе гарнира Павел просит картошку. Его спрашивают:
- Вам какую картошку?
- Ну... фри.
- А она есть в меню?
Вариант картошки в меню был только один. Мы же по-просто: давайте-ка для начала грамм 300 Финляндии.

И вот, я впервые в жизни попробовал настоящего краба. Да, обманывают наш народ в магазинах по-черному: ничего общего с крабовыми палочками нет. Это не просто вкусно - понимаешь, что это не рак, не креветка и не лобстер - это настоящий деликатес. И действительно, краб - самое дорогое на Камчатке лакомство - дороже любой красной игры.  Полноценный обед на троих обошелся что-то около 4000 рублей. Пожалуй, чуть больше. Вот такие цены на полуострове: поесть в ресторане на троих - считай, что 5000. Сказать, что плохо поели не могу - все вкусно, но и сказать, что это была высокая кухня тоже не получается.

В сон клонит. Но надо держаться. Один из неизвестных попутчиков придет знакомиться лишь вечером - он остановился где-то в другом месте; второй вообще прилетит лишь завтра. А пока едем в Петропавловск. Заказываем такси. Машину ждем минут 20.
А что, собственно, я ожидал от Камчатки? Пожалуй, точно ответить на этот вопрос я не смогу. Ждал чего-то необычного и восхитительного - будто это совсем иной мир. Забегая вперед, скажу, что ожидания оправдались лишь отчасти. А пока наслаждаюсь пейзажем - луга да вулканы.
Сам город имеет всего 1 главную улицу. Впрочем, смотреть в городе не на что.
Тут даже был Путин. Однако, в эту часть "главной" улицы его уже не повезли. Эта часть ведет на некоторую возвышенность, откуда можно будет осмотреть окрестности.
Вот она - Авачинская бухта. На той стороне виден вулкан Вилючинский.
К сожалению, с этого места снимать сам город бес толку: город несколько вытянут вокруг бухты, да и не имеет он каких-либо выдающихся достопримечательностей - такую фотографию ни что не  выделяло бы среди тысяч других. Спускаемся вниз, к центральной площади.
Однако, что заметил - тут очень много "лифтованных" машин. Порой лифт есть даже у небольших автобусов. Вечером, у водителя одного из таких, я узнал отчего "тюнинг" тут не то чтобы популярен - он порой просто необходим: на Камчатке зимы не холодные, зато очень снежные, на склонах гор бывает и по 8 метров снега, так что подобные изменения автомобилей позволяют эксплуатировать их немного чаще.
Может показаться, что я сфотографировал каких-то "спортсменов". Признаюсь, поначалу я и сам так думал, да больно много "спортсменов" выходит. А ведь стоит учесть, что на Камчатке всего 300 тысяч населения, из которых в столице живет 200.
Авачинский вулкан - после извержения 1991 года конус вулкана стал неправильным. Вулкан считается действующим, а в самом Петропавловске, говорят, что легкие землетрясения случаются по несколько раз в неделю. Увы, мы так и заметили ни одного из них.
Неподалеку от памятника Ленину мы купили местного пива. Есть несколько сортов. Его продают в пластиковых бутылках разного объема и также достаточно мест где это пиво можно купить на разлив. За всю поездку я попробовал почти все сорта. Вкусное. Гораздо вкуснее той чачи, которую продают у нас под видом "живого". Это заслуга, в первую очередь, первоклассной воды и, во вторую, почти полного развала промышленности. Да и не было промышленности как таковой тут никогда - если посмотреть на карту, то становится очевидным: городов нет, дорог почти нет, да и населения-то нет.

А мы тем временем, совсем уставшие, с видом "измученных нарзаном", закупившись по дороге разливным, вернувшись в гостиницу, собираемся спуститься в бассейны с термальной водой.
Принцип таков. Вода на выходе из термального источника имеет температуру кипятка - совсем за 70 градусов. Ее наливают в один бассейн. Пока бассейн остывает, наполняют второй и затем третий. На самом деле, в гостинице есть еще один - четвертый бассейн, но пока мы жили в отеле, он всегда был в процессе заполнения кипятком и, соответственно, закрыт.

И вот мы спустились вниз. За доплату можно было заказать халат и тапочки, но нам бы побыстрее в воду. Открыто два бассейна: в одном тепло, в другом, ну очень тепло. Некоторый запах сероводорода присутствует. Ныряем!
Фотографии умиротворенных и счастливых лиц я оставил для их обладателей.

А вот вид из нашего окна. Вид, воистину, завораживающий. Ведь уже послезавтра мы будем где-то там... Если погоду дадут.
В эту часть я также включил несколько фотографий, сделанных в Петропавловске в другие дни. Например, людям не посвященным, странно видеть вот такой монумент:
А это корейские, сильно подержанные автобусы - совсем не похожие на наши "Икарусы", использующиеся как общественный транспорт. Внутри все надписи, естественно, на корейском.
Естественно, меня интересуют цены на топливо - не ухмылки ради, а ради сравнения. Любопытно, что есть еще один вид - топливо для судоходных двигателей. Правда, как и у нас 80 бензин - есть далеко не везде. Я даже слышал мнение одного из местных водителей, что оно лучше любой солярки, а стоит процентов на 10 дешевле.
Вот чем отличается Санкт-Петербург от Москвы - знают все (булка и батон; поребрик и бордюр), тут же я увидел не совсем "наш" дорожный знак...
А это единственный замеченный храм. Возможно, даже наверняка, существуют и иные, но именно этот храм является одним из совсем немногочисленных достопримечательностей Петропавловска-Камчатского.
На ужин заказываю стейк - его рекламируют как блюдо от шеф-повара. Стейк как стейк; до "Гудмана" далеко, для "обычного" ресторана обычный стейк. "Давай-те как еще грамм 400"...

...Отужинали в полукаматозном от усталости и алкоголя состоянии. Усталость явно перевешивает алкоголь, сводя на нет его действие - разве что чувство перегара во рту...

Познакомились с Володей - нашим четвертым попутчиком. Он, как оказалось, из Нефтеюганска, на Камчатку приезжает регулярно именно ради рыбалки. Вот думаю, до чего дошло - неужели у них в Сибири рыба перевилась...

...Уже и не помню как заснул под корякское телевидение. Забавно, носителей корякского языка всего-то несколько тысяч (данные разнятся: по одним их около 10, по другим около 20), но телевидение вещает для них - поддержка малых народов на лицо. Не даю ни какую оценку этому.

Завтра нам обещали или в Долину Гейзеров или на морскую рыбалку. Предпочтений нет - нам все равно по полной программе. Спим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий