вторник, 22 марта 2016 г.

Июль 2014. От Онеги до Выгозера. Часть 1.

Когда в 2012 году я попал на Онежский полуостров, я был поражен дикостью тех мест и, одновременно, их доступностью. Но разглядывая спутниковые карты тех мест, я никак не мог понять, отчего же нет дороги, соединяющей Архангельскую область и Карелию вдоль Белого моря. Области конечно соединены, но соединение это идет по дороге Каргополь - Пудож, что гораздо южнее Онеги. С другой стороны, дорога от деревни Нименьга на запад есть; дорога с левого берега Онеги идет до Ворзогор, и между этими дорогами всего-то 12 километров, по прямой...

На спутниковом снимке отчетливо видны колеи, видимо, трактора. На Панорамио я вижу фотку пересечения речки Нименьга в брод. Значит это возможно! Забегая вперед, скажу, что этот маршрут вполне преодолим для группы автомобилей с удлинителями и довольно тяжел для 1-2 машин, и для такого состава я бы назвал его крайне рисковым. Одним из вариантов прохождения данного маршрута может быть проезд по железной дороге - вместо поезда. Всего порядка 30 километров. По этому маршруту проезжала группа на мотоциклах-эндуро, но рассматривать такой вариант на 4х колесах могут лишь те, кто никогда не ездил на машине по шпалам. К тому же, железная дорога, соединяющая Карелию с Архангельской волостью используется - это не заброшенная насыпь "Тысячи ручьев", а вполне себе железка, по которой то и дело ходят поезда. Свернуть там не куда; остановиться передохнуть нельзя, а в условиях неизвестности, когда же пойдет поезд - неважно, встречный или нет - колея там одна, вариант этот отпадает. Остается морем...

Тем не менее, нас 2 машины: я и кум и 6 человек, где помимо меня с кумом: Олег с сыном, уже покойный Андрей Прохоров и постаревший Капитоныч. Олег с сыном прилетели из Тайланда: вещей теплее шорт не имеет. Хорошо, что кончились времена дефицита: за сутки до выезда покупаем им кое-какие вещи.

Выезжаем в сторону Архангельска. Уже в полной темноте идущая передо мной машина чуть не влетает в лобовую на встречке: пристроившись за фурой решил обогнать, а навстречу, чуть из поворота, шла другая фура. Мне, идущему с дистанцией метров в 30 все видно, начинаю сигналить и жму на тормоз. Машина перестраивается влево из-за фуры, когда встречная фура находится метрах в 15. Повезло, успел вернуться в свою полосу.
Ночуем в Березнике: прямо на берегу Северной Двины есть отель "Прибрежный": удобства на этаже, зато не надо ставить палатку и в соседнем здании дают завтрак. 1 звезда, зато бюджетно. Нашли его в навигаторе. Пожалуй, было уже за полночь. Странно, что нам вообще кто-то открыл.
Утром пока светит солнце.
Дальше решаю, что пора хоть на время съехать с асфальта. Еще совсем недавно, на всех картах дорога Р-1, соединяющая М-8 с Плесецком, была показана идущей от поворота на Антониев-Сийский монастырь. Так и блуждали многие путники в недоумении, как же это: Р-1, вроде бы, не самая последняя трасса, а по факту - на ней и асфальта-то нет. Загадка разгадывалась просто: ошибка на карте, трасса Р-1 начинается чуть северней, от поселка Брин-Наволок.

Мы же сворачиваем налево в Емецке и выходим на то, что считалось многими поколениями Р-1 через 13 километров. Дальше обычная грунтовка: где-то проезжая для всех, где-то только для нас. Дорога красивая: идет среди массы озер речки Сия. Вот и вид на монастырь.
Эх, погодка портится. Хотел бы я показать ребятам песчаные косы Северной Двины... Ну вот и съезжаем с этой дороги:
Табличку уже сменили: в 2012 была другая надпись.

Пол часа и мы на Северной Двине. Вот-вот пойдет дождик, а если бы было как в моем детстве - несколько дней солнышко и жара, сейчас вряд ли бы кто-то захотел ехать дальше. Ну чем не море?
Но время поджимает. Едем дальше. Обедаем в столовой в Северодвинске, заправляемся и на Онежский полуостров. Заметил: я по грейдеру идти больше 80 не могу - машина не тянет.
А между тем, погода в этих местах совсем другая.
Наконец, под вечер приехали на озеро, что было разведано мной в 2012 году и куда на следующий день должен приехать мой знакомый по тому году Юрка. Дорога все-таки изматывает.
Не знаю, у всех ли народов такая традиция: приехать, еще не разложиться толком, а уже открыть бутылочку-другую. К весьма позднему вечеру Кум с Олегом чуть не подрались.
А на утро, пока я спал, было утро!
Место по-настоящему волшебное. Но поймал себя на мысли, что мне здесь уже не интересно: я здесь уже был. Народ же рыбку ловит. Правда рыбка эта не очень-то клюет. Сказывается смена погоды.
Пора и дальше. Решили переночевать у Юры на даче - на берегу моря рядом с Онегой.
Тут мы впервые узнаем, что такое отливы на Онеге: когда море отходит на пару километров, оголяя песок.
Что же, идем купаться!
Песок нагревается от долгого северного солнца.
А когда идет прилив, вода, от нагретого песка аж испаряется. Так говорил Юра. Я же пар не видел, но купаться пошел.
На Белом море я был много раз, но чтобы так, купаться будто это где-то на юге - впервые. На самом деле, вода, пожалуй, градусов 20.